БУРАКОВ СТАНИСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ
Бураков С.М. - (09.08.1938 г. в г. Тихорецке Краснодарского края) Старший преподаватель в Лесотехнической Академии (Свердловск, ДСО «Буревестник», СГЛТИ – Екатеринбург, ЕЛТА).
Станислав Михайлович окончил Центральную школу тренеров г. Москва (1962) и факультет физвоспитания Свердловского государственного педагогического института (1972), преподаватель физического воспитания.
Чемпион города Свердловска по футболу. Имел первый спортивный разряд по футболу.
Работал преподавателем физвоспитания Уральского политехнического института им. С.М. Кирова (1963-1972) и доцентом кафедры физвоспитания Уральского государственного лесотехнического университета.
Судья республиканской категории.
Награжден почетным знаком «Победитель социалистического соревнования» (1976).
Ветеран спорта.
С.Н. Гущин. Книга «Друзья моих военных лет»
Кто нас выводит в мастера
Героя этого очерка я хорошо знаю очень давно. В его прекрасных человеческих и профессиональных качествах вряд ли кто-нибудь может усомниться. Тем не менее, написание рассказа о нём я очень долго откладывал «на потом», прежде всего из-за своего стремления быть абсолютно нейтральным и ни в коем случае никого не обидеть. А у меня явно наметился определённый перекос в сторону Кировского района и, в частности Уральского государственного технического университета — УПИ, позволяющий язвительным и недоброжелательным людям бросить автору упрёк: «Всё о своих пишете! А ведь, сколько не менее достойных претендентов остались неохваченными».
Мои сомнения неожиданно развеяло одно письмо, из Узбекистана от Уктама Таджидиновича Туракулова, много лет назад учившегося в УПИ, которого друзья называли Аликом: «Мне повезло в том, что у нас был замечательный тренер, окруживший нас буквально отцовской заботой. В том, что в команде всегда царил дух доброжелательности, поддержки и взаимовыручки, — заслуга в первую очередь тренера Станислава Михайловича Буракова».
Философская проблема «роль личности в истории общества» до сих пор не разрешена до конца и служит предметом научных дискуссий. В противоположность этому проблемы «личность тренера и лицо команды», на наш взгляд, не существует! Умный и высококвалифицированный тренер способен даже из игроков среднего уровня создать интересный и боеспособный коллектив. Разумеется, все планы тренера реализуются в результате действий игроков команды, но эти действия отрабатывает и организует все-таки тренер. И если задумки тренера интересны, то при хорошем подборе игроков результаты команды будут высокими и впечатляющими. Хочу особо подчеркнуть, что в понятие «подбор игроков» вкладывается не приглашение легионеров в команду, а воспитание молодых спортсменов и превращение их в мастеров своего дела в результате кропотливой и не всегда благодарной работы. А ведь работал Бураков в очень непростых условиях. У него не только были весьма ограниченные материальные возможности, но и полностью отсутствовала поддержка высших руководителей студенческого спорта. Вообще-то, футболу всегда не очень везло на руководителей. Долгие годы его развитие в вузовской среде было пущено на самотёк. У руководителей Центрального Совета к футболу пропал всякий интерес, и его просто исключили из календарей всех студенческих соревнований, а на международные студенческие турниры посылали «подставных» игроков, выступавших за профессиональные команды мастеров в высшей лиге чемпионата СССР.
А ведь студенты всегда очень любили эту замечательную игру и хотели не просто играть в футбол, а встречаться со своими коллегами из других вузов страны. Но руководители студенческого спорта не только не создавали для этого необходимых условий, а, скорее, являлись своеобразным тормозом в процессе дальнейшего развития футбола среди студентов. К счастью для Буракова и всего студенческого футбола в шестидесятые годы двадцатого века к этой игре проявил интерес Республиканский совет студенческого ДСО «Буревестник». И именно в 1963 году С.М. Бураков приступил к работе в качестве преподавателя кафедры физического воспитания УПИ и футбольного тренера.
Родился Станислав Бураков 9 августа 1936 года в городе Тихорецке Краснодарского края в семье крестьянина. Любому, кто хоть немного знаком с крестьянским бытом в предвоенные годы, легко понять, что ни мать Прасковья Павловна, ни отец Михаил Евдокимович, работавшие от зари и до зари, не могли уделять должного внимания своим детям. Слава весь день был предоставлен самому себе, и кто знает, к чему бы это могло привести, если бы не школьные учителя. Они не только учили своих воспитанников «уму-разуму», но и старались заполнить их досуг интересными делами и занятиями. Станислав очень серьёзно увлекался спортом и в 17 лет был приглашён в сильнейшую городскую футбольную команду «Труд», выступавшую в чемпионате Краснодарского края. В I960 году Бураков поступил в Центральную школу тренеров в подмосковном поселке Малаховка. Через два года дипломированный специалист Станислав Михайлович Бураков вернулся в родные края и устроился на работу на Краснодарский завод измерительных приборов, имевший свою сильную футбольную команду. Именно в составе этой команды Станислав стал чемпионом Краснодарского края и собирался выступать в чемпионате СССР по классу «Б».
Но вскоре судьба забросила С.М. Буракова в столицу Среднего Урала, где он стал работать в УПИ, хотя сначала сомневался, что его возьмут в этот знаменитый на всю страну вуз. В те годы еще не были модными слова «хозяин» или «шеф». Тем не менее, кафедру физвоспитания Уральского политехнического института всегда называли «кафедрой Вишневского». Андрей Михайлович не только определял стратегическое направление развития всего подразделения, но стремился влиять на профессиональные взгляды сотрудников, чтобы создать общий стиль поведения и характер взаимоотношений в коллективе. Бураков прекрасно понимал, что его предстоящая беседа с заведующим кафедрой станет для него своеобразными «смотринами» и от того, насколько он «покажется» Вишневскому, будет зависеть его дальнейшая судьба. Войдя в кабинет, Бураков увидел среднего роста, крепкого телосложения, уже немолодого мужчину со светлыми густыми бровями, большими залысинами и приветливыми улыбчивыми глазами. После обмена приветствиями Андрей Михайлович пригласил гостя сесть и начал разговор.
- Из вашего личного дела, — сказал Андрей Михайлович, — я знаю, что вы до этого работали инструктором физкультуры на одном из Краснодарских заводов, и опыта педагогической работы у вас нет.
Заметив во взгляде молодого человека некоторую тревогу, Андрей Михайлович, как бы успокаивая собеседника, продолжил: «Это не страшно. Я думаю, что опыт — дело наживное, было бы желание. А вы, товарищ Бураков, простите, Станислав Михайлович, женаты?».
Гость заметно оживился, как будто заранее ждал этого вопроса: «Да, женат. Моя супруга окончила Ленинградский институт имени Лесгафта и тоже, как и я, хотела бы, работать на вашей кафедре».
Бураков вдруг смутился, поняв, что употребил слово «тоже» не совсем корректно. Заметив это, Вишневский улыбнулся: «Вы правы, конечно же «тоже», потому что я уже решил взять вас на свою кафедру. Однако считаю своим долгом довести до вашего сведения несколько важных, на мой взгляд, моментов. Первое, наша кафедра первой в стране разработала и внедрила методику круглогодичных занятий по игровым видам спорта на открытых площадках. Вы на Урале недавно и, что такое тридцатиградусный мороз с ветром, ещё не знаете. Но заниматься всю зиму вам придётся в основном на улице. Второе, помимо футбольных тренировок вам придётся выполнять и обычную преподавательскую работу. И, наконец, третье, у нашего институтского футбола очень неплохие традиции, но в последние годы он явно сдал свои позиции, я бы сказал, «увял». Так что вам предстоит внести свежую струю в наш студенческий футбол. А о супруге не беспокойтесь. Пусть зайдет ко мне, мы познакомимся и решим, где и чем ей предстоит заниматься».
Вот так в 1963 году на кафедре физвоспитания УПИ появились сразу два новых преподавателя — Станислав Михайлович Бураков и Раиса Николаевна Григорова.
Не гладко и не без трений началась работа Станислава Михайловича в качестве футбольного тренера. Сразу стало ясно, что надо налаживать и улучшать тренировочную и игровую дисциплину, без которой невозможны улучшение физической, технической и тактической подготовки футболистов и рост их мастерства. В институтской сборной было несколько футболистов-старшекурсников, болевших (без серьёзных оснований) «звёздной болезнью». Именно эти футболисты спокойное, ровное и уважительное поведение тренера истолковывали как отсутствие у него воли и способности к решительным действиям. К счастью, таких «звёзд» в команде было немного, и от них удалось избавиться. Благодаря привлечению толковых и по-настоящему любящих футбол ребят из факультетских сборных очень скоро удалось создать крепкий костяк институтской сборной команды.
Раньше всего освобождалась от снега и становилась сухой площадь перед институтом. Именно там тёплыми весенними вечерами, когда уменьшалась интенсивность движения транспорта, проводились тренировки институтской сборной по футболу. Идущие с занятий преподаватели и студенты останавливались понаблюдать за ходом тренировок. Было интересно смотреть, как отрабатывались длинные передачи (наискосок площади — от угла Суворовского училища до угла физтеха!) «уходящему в отрыв футболисту».
Результаты интенсивных и интересных тренировок вскоре стали находить выражение в победных выступлениях сборной УПИ. Обладатели Кубка города, многократные победители первенства облсовета ДСО «Буревестник», участники и финалисты Российского и Центрального Совета «Буревестник» — вот вехи славного пути футбольной сборной УПИ.
В это трудно поверить, но среди воспитанников вузовского тренера есть четыре мастера спорта СССР. Разумеется, получили они эти почётные звания не в составе сборной УПИ. Но Александра Журавлёва, Юрия Сафонова, Михаила Васёва и Германа Монова пригласили в команду мастеров свердловского «Калининца», когда они ещё были студентами УПИ и тренировались у Станислава Михайловича Буракова. В беседе со мной он неоднократно подчёркивал, что без помощи и заботы институтских руководителей ему бы ничего не удалось сделать путного. Бураков даже взял с меня слово, что я обязательно назову ректора Федора Петровича Заостровского, председателя спортклуба УПИ Михаила Семёновича Столяра, председателя профкома студентов Валерия Фёдоровича Конышева, ну и, разумеется, заведующего кафедрой Андрея Михайловича Вишневского.
В 1972 году Станислав Михайлович завершил высшее образование по специальности «Физическое воспитание» на спортивном факультете Свердловского государственного педагогического института и перешёл на работу в архитектурный институт. В настоящее время обладатель почётного звания «Ветеран спорта РСФСР» С.М. Бураков работает преподавателем кафедры физвоспитания и спорта Уральского лесотехнического университета.
В работе клуба ветеранов войны, труда и спорта Бураков пока участвует эпизодически. Но мы-то знаем его потенциальные возможности и не сомневаемся, что очень скоро наш клуб приобретёт одного из самых активных своих членов.
